Исаак Дунаевский, Владимир Масс, Михаил Червинский
Оперетта в 2-х действиях
Исаак Дунаевский по праву считается классиком советской оперетты и лучшим из мастеров советской массовой песни. За рубежом же имя его практически неизвестно, и если упоминается, то лишь с ярлыком композитора-конформиста эпохи культа личности, прославляющего советский режим. Безусловно, он был человеком своей эпохи, но его музыка – искренна и талантлива, и время запечатлело в ней свои лучшие песни. Музыка Дунаевского заставляет восхищаться редким мелодическим даром, красотой и рельефностью тематизма, выразительностью гармонии и, быть может, главное – своим светлым жизнеутверждающим оптимизмом.
«Белая акация» – одна из самых светлых и добрых оперетт «советского периода», лишенная малейшей пропаганды.
Китобойная флотилия уходит в далекое плавание на промысел, а дома моряков всегда ждут родные, любимые, друзья. Вот и теперь они провожают китобоев. Капитан флотилии, красавец Костя Куприянов, оставляет на берегу невесту Ларису, девицу довольно эффектную внешне, но пустую, хитрую и пошлую по существу. У нее есть другой воздыхатель – Яшка-Буксир, Яшка-доставала, агент по снабжению дефицитным барахлом, обаятельный одесский жулик.
А по Косте тайно вздыхает совсем молоденькая девчонка, которую до сих пор и взрослой-то не считали, «морская дочка» Тоня Чумакова. Вот она по-настоящему любит героя-моряка, любит настолько бескорыстно и глубоко, что решается на святой обман – посылает Косте на флагманский корабль, в беснующийся от шторма океан радиограмму от имени Ларисы и все свои чувства вкладывает в слова любви, подписывая их чужим именем. Костя, узнав, кто был истинным автором радиограммы, которая так взволновала его, конечно, сумел сделать правильный выбор – к всеобщему удовольствию.
Герои спектакля – смелые люди, влюбленные в море, в свою нелегкую профессию, в родной город. И потому оперетта пронизана светом и радостью. В ней нет фальшивого пафоса, но зато есть такое незаслуженно забытое чувство, как патриотизм.